“Сюжет и репортаж: от подводки до стенд-апа”
Осенью 2018 года заместитель директора нашего института Анастасия Митрущенкова пригласила «в гости» к ИЧП Ольгу Гиверскую
(olgagiverskaya, olga_giverskaya_official, giverskaya.ru)
—коуча, преподавателя журналистики, ведущую авторских тренингов по мастерству публичного выступления и эффективному взаимодействию со СМИ, опытную телеведущую.
Тогда на мастер-класс “Сюжет и репортаж: от подводки до стенд-апа” собралось немало студентов как нашего, так и других институтов МГЮА.
Зачем же студентам-юристам знать тонкости медиасферы?
Доступные технологии каждого из нас сделали потенциальным журналистом. Любой, у кого есть гаджет с камерой, хоть ежедневно может делать фотографии и видео, писать посты и статьи в соц. сетях.
Не менее важным стало и умение держать себя в кадре, будь то фотография или видео.
Все эти навыки актуальны сегодня как для личных блогов и студенческих СМИ, так и для практикующих юристов, готовящих публичные выступления или заинтересованных в своём продвижении в сети.
На мастер-классе Ольга поведала об опыте работы на телевидении, познакомила участников с основными элементами сюжета и репортажа, увлекательно рассказала об образе ведущего, требованиях к его речи, эрудированности, внешности и многом другом.
Репортаж vs Сюжет
Репортаж (=с места событий)- это самый оперативный и спонтанный жанр журналистики, который показывает и рассказывает событие «здесь и сейчас», и практически не монтируется. Самым лучшим репортажем является репортаж в прямом эфире.
Главная задача репортёра – выяснить все детали событий.
Сюжет – это изложение событий в творческой версии автора; тщательно прописывается заранее. Каждый сюжет обязательно должен отвечать 3-м принципам: касаться всех и каждого, быть интересным и понятным.
Из чего же состоят сюжет и репортаж? Их основными элементами или «рыбой»являются:
• Синхрон – короткий фрагмент интервью с человеком в кадре.
Лайф – синхрон, в котором герой интервью двигается или совершает какое-либо действие; а также шумовые «отбивки», вроде проезжающей мимо пожарной машины, пролетающего самолета, взрывов и т.д.
• Stand-up – синхрон (реже лайф) самого корреспондента на месте события, как правило, заготовленный заранее. В Stand Up-е репортер обращается к зрителям, а не беседует со своими героями.
Стенд-ап создает эффект присутствия на событии, зритель убеждается, что корреспондент действительно на месте события, увлекается его азартом.
• Перебивка – тип кадра, содержащий объекты или детали, которые отсутствуют в предшествующем и последующем кадрах, при монтаже непрерывно развивающейся сцены. Например: крупный план глаз, интервьюируемого человека, рук, часов, микрофона, интерьера.
• Стрит-ток – уличный опрос.
Идеальная схема репортажа и сюжета:
- Stand-up (работа журналиста в кадре, его лицо, его комментарии)
2. Закадр (картинка, голос за кадром)
3. Синхрон (изображение, синхронное с речью)
4. Закадр (картинка, голос за кадром)
5. Стрит-ток (уличный опрос нескольких человек, отражающий полярность мнений)
6. Stand-up (работа журналиста в кадре, его лицо, его комментарии)
• Идеальный хронометраж – 2 минуты 30 секунд.
«Если вы работаете на телевидении, вы не имеете права на ошибку. Только значок «live» даёт вам его».
3 слабых места:
— числительные
— ударения
— имя, фамилия, должность/профессия
(чем короче титр, тем лучше; никогда не даётся 2 сокращения подряд-«зав.отд.», правильно- «зав. отделом»)
• Лучше 10 раз уточнить, чем 1 раз «сесть в лужу».
• Намеренные ошибки могут быть обусловлены жанром (программы ТНТ, например), во всех остальных случаях: «Курс на грамотность».
Топ 8 советов, как выглядеть лучше в кадре:
1.Худеть
(Камера визуально добавляет 5 кг)
2. Заранее определить лучший, «рабочий» ракурс лица
(Чтобы получить отличный кадр, в момент съемки стоит повернуть голову именно этой стороной вашего лица.)
3. Макияж: НЕ ЖАЛЕТЬ ПУДРЫ!
Любая камера:
а) обнажает недостатки кожи (решение — наносить в 2-3 раза больше пудры и тонального крема, чем понадобилось бы обычно, и, поверьте, это касается не только девочек;
б) немного искажает реальные цвета (решение — макияж должен быть немного ярче, чем повседневный)
4. Одежда
• Лучше отдать предпочтение однотонным вариантам одежды.
• Трикотажу — нет.
• Водолазкам — нет (полнят даже людей с идеальной фигурой)
• Мелкой полоске/клетке/горошку — нет («стробят» в кадре).
• Глубокому деколье — нет (но, если вы хотите быть увиденными, а не услышанными, можно))))))).
• Чёрно-белый принт, вопреки распространённому мнению, для камеры не подойдёт. Неуместны будут и пёстрые тона, которые обладают эффектом рассеивания.
• Джинсам — нет (смотрятся слишком просто, особенно на девушках, женщинах).
• Треникам — нет (смотрятся неуместно, особенно на мужчинах).
• Белый цвет добавляет возраст и вес.
5. Обувь
Открытому мыску — нет.
6. Аксессуары
— Крупные украшения (например, гремящие бусы) не только отвлекают внимания зрителя, но и могут создать ненужный шум, особенно если на вас микрофон-петличка.
— Очки не должны бликовать (особенно на солнце).
7. Причёска должна быть аккуратной, а волосы — чистыми
Делать сложную причёску или укладку (плетения, локоны) совсем не обязательно. Можно ограничиться в меру небрежным пучком, хвостом или распущенными волосами.
8.Осанка
Просто не забывайте дышать и держать ваши плечи расправленными и расслабленными.
«Помните, всё, что вы делаете, должно быть уникально».
«Д/з»-общие рекомендации:
• обращать внимание на то, что вызывает у вас интерес, улыбку, «цепляет»
• смотреть новости, не брезговать никаким телевизионным жанром
• понимать свою целевую аудиторию (что и для кого вы делаете)
• выстраивать контакты и связи (группы «Head Hunter», «Ищу вакансии», «Помоги журналисту» на Facebook вам в помощь)
• снимать и сниматься! (хоть на айфон)
Участники мастер-класса узнали много полезной информации, задали Ольге множество вопросов, а самое главное – получили порцию вдохновения.
Над текстом работали: Мария Зимонина, Екатерина Блинова, Ксения Акуленко